Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» внесено много поправок в Налоговый кодекс. Разумеется, деятельности бюджетных учреждений касаются лишь некоторые из них. В данном материале мы сделали обзор таких новаций. Сразу оговоримся, что большинство из них будет применяться со следующего года.
Имущественные налоги
Налог на имущество
Налоговая декларация. Начиная с отчетности за 2022 год налогоплательщикам не нужно будет сдавать декларации по недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости (п. 17 ст. 10 Закон № 305-ФЗ). Порядка декларирования имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости (что актуально для бюджетных учреждений), эти новшества не коснутся. Таким образом, учреждениям по-прежнему нужно будет подавать декларацию по имуществу.
Срок уплаты налога. Сейчас сроки уплаты налога на имущество (авансовых платежей) вправе устанавливать субъекты РФ. С 2022 года они будут лишены такой возможности. При этом регионы сохранят за собой право на определение налоговых ставок и порядка уплаты налога. В связи с этим п. 2 ст. 372 НК РФ изложен в новой редакции.
Также следует отметить, что с 2022 года (в силу п. 3 ст. 10 Закона № 305-ФЗ) начнут действовать единые сроки уплаты налоговых платежей (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ):
- для налога – не позднее 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налогообложение уничтоженного имущества. С 2022 года (п. 3 ст. 10 Закона № 305-ФЗ) начнет действовать новый п. 4.1 ст. 382 НК РФ. Согласно данному пункту по объекту налогообложения, прекратившему свое существование в связи с гибелью или уничтожением, исчисление налога должно прекратиться с 1-го числа месяца гибели или уничтожения названного объекта налогообложения. Основанием для прекращения налогообложения является заявление, поданное налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. К нему налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
Отметим: форму, порядок заполнения и формат представления обозначенного заявления в электронном виде ФНС должна установить отдельным приказом.
Транспортный налог
Льгота по налогу. С 2022 года начнет действовать новый п. 3.3 ст. 362 НК РФ. Эта норма определяет порядок расчета транспортного налога в ситуации, когда право на налоговую льготу у налогоплательщика возникло (прекратилось) в середине налогового (отчетного) периода. Согласно обозначенному пункту исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по нему) в отношении объекта налогообложения, по которому предоставляется льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Словом, сумма налога (авансового платежа) рассчитывается, как если бы льгота не применялась в течение всего налогового (отчетного) периода, и соответствующий результат умножается на названный коэффициент. При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полные месяцы.
Изъятие автомобиля. С 2022 года начнет действовать новый п. 3.4 ст. 362 НК РФ. Он определяет порядок исчисления транспортного налога в ситуации, когда транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, принудительно изымается у налогоплательщика по основаниям, предусмотренным федеральным законом. В этом случае исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором автомобиль был принудительно изъят у его владельца.
Для прекращения налогообложения учреждение должно будет подать соответствующее заявление в любой налоговый орган. Форму заявления о прекращении исчисления налога, порядок ее заполнения, формат его представления в электронном виде, а также формы уведомления о прекращении исчисления налога, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога ФНС должна утвердить дополнительно.
К заявлению (по желанию) учреждение может приложить документы, подтверждающие факт изъятия транспортного средства. Если учреждение не приложит к заявлению такие документы, налоговики самостоятельно запросят их в рамках межведомственного обмена. Если третьи лица не предоставят эти сведения контролерам, они истребуют их у владельца транспортного средства.
По общему правилу заявление об изъятии транспортного средства инспекция должна рассмотреть в течение 30 дней с его получения. Если подтверждающие факт изъятия документы налоговики все-таки будут запрашивать у налогоплательщика, этот срок удвоится. По результатам рассмотрения заявления (с документами) налоговики должны уведомить налогоплательщика (способом, указанным им в заявлении) о прекращении исчисления налога либо об отсутствии основания для прекращения исчисления налога.
Порядок получения сообщения об исчисленном налоге. Согласно действующей редакции п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога передается налогоплательщику-организации (в перспективе – также ее обособленному подразделению):
- в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через сервис «Личный кабинет налогоплательщика»;
- заказным письмом по почте – если невозможно использовать электронный формат (в этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма);
- лично под расписку руководителю организации (ее представителю).
Законом № 305-ФЗ последний из перечисленных способов упразднен.
Взамен вводится новый способ получения налогоплательщиком-организацией сообщения об исчисленной сумме налога: организация вправе получить его в любой инспекции на основании заявления о выдаче такого сообщения. Эту возможность предусматривает новый абзац п. 5 ст. 363 НК РФ. В описанном случае сообщение об исчисленной сумме налога передается (направляется) руководителю организации (ее представителю) в срок не позднее 5 дней со дня получения инспекцией заявления о выдаче соответствующего сообщения.
При этом форму обозначенного заявления, порядок его заполнения, формат представления в электронном виде ФНС должна утвердить дополнительно.
НДФЛ
Вычет на фитнес
Законом № 88-ФЗ [1] п. 1 ст. 219 НК РФ, определяющий перечень и порядок предоставления социальных вычетов по НДФЛ, был дополнен пп. 7, посвященным так называемому вычету на фитнес. Этот вычет предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (ИП), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности:
- ему самому;
- его детям (в том числе усыновленным) или подопечным в возрасте до 18 лет.
При этом и сами физкультурно-оздоровительные услуги, и организации (ИП), оказывающие их, должны отвечать определенным требованиям.
Максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно получить налоговый вычет, – 120 000 руб. в год (п. 2 ст. 219 НК РФ). Возврату подлежат 13% от потраченной суммы [2].
Согласно Закону № 88-ФЗ вычет на фитнес должен был начать действовать с 2022 года. Однако ст. 7 Закона № 305-ФЗ порядок вступления в силу правил об этом вычете скорректирован – они начнут действовать с 01.08.2021, а вот применять его нормы можно будет к доходам, полученным налогоплательщиком начиная с 2022 года.
Личный интерес
Законом № 305-ФЗ скорректирован и п. 4 ст. 229 НК РФ. Благодаря изменениям налогоплательщики со следующего года в ряде случаев могут не указывать в декларации по форме 3-НДФЛ доходы от продажи недвижимости до истечения 3 и 5 лет владения. В частности, в декларации можно не отражать доходы, если в отношении объекта гражданин пользуется правом на имущественный вычет. При этом стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета:
- 1 000 000 руб. – для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ);
- 250 000 руб. – для иной недвижимости (абз. 3 и 4 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщикам не нужно будет подавать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) – до 250 000 руб.
Налог на прибыль
Амортизация основных средств
Глава 25 НК РФ по общему правилу не предусматривает возможность изменения уже сформированной первоначальной стоимости основного средства. Но есть исключение – это п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость может измениться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Со следующего года данный пункт будет дополнен уточнением о том, что изменение первоначальной стоимости основного средства в вышеперечисленных случаях должно происходить независимо от размера его остаточной стоимости.
Между тем Минфин такого подхода придерживается уже сейчас. К примеру, в Письме от 19.04.2021 № 03-03-06/1/29206 финансисты указали: п. 2 ст. 257 НК РФ распространяется и на случаи, когда объект полностью самортизирован. Поэтому если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, то первоначальная стоимость такого объекта в целях расчета налога на прибыль увеличивается на стоимость проведенной модернизации.
Кроме того, авторы Письма № 03-03-06/1/29206 отметили: если срок полезного использования обозначенного основного средства налогоплательщик не увеличил согласно ст. 258 НК РФ, то начисление амортизации по основному средству должно производиться по тем нормам, которые были определены при введении этого средства в эксплуатацию. Приведенная позиция финансистов со следующего года также будет узаконена – в новой редакции абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ [3].
И еще. Сейчас в п. 5 ст. 259.1 НК РФ сказано, что начисление амортизации должно быть прекращено с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. С 2022 года в названной норме появится фраза-уточнение о том, что начисление амортизации по выбывающему объекту должно прекратиться независимо от окончания срока полезного использования.
Расходы на НИОКР
Порядок учета расходов на НИОКР определен ст. 262 НК РФ.
Перечень расходов, признаваемых таковыми, приведен в п. 2 названной статьи. С 2022 года он пополнится новым положением. Согласно его пп. 3.2 к расходам на НИОКР можно будет также отнести затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
В отношении обозначенных затрат будут действовать все правила, предусмотренные ст. 262 НК РФ.
Суммы ущерба, перечисляемые в бюджет
На основании пп. 2 ст. 270 НК РФ при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не должны учитываться расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
При этом в норме не уточняется, что понимается под другими санкциями, взимаемыми государственными организациями. Данное обстоятельство породило споры о том, можно ли приравнять суммы ущерба, которые виновники перечисляют в бюджет, к другим санкциям, взимаемым государственными организациями. Ситуацию усугубляет также пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, которым определено, что расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам.
Со следующего года в п. 2 ст. 270 НК РФ появится уточнение о платежах в целях возмещения ущерба, перечисляемых в бюджет, что устранит вышеупомянутую неопределенность. А это значит, что учреждение на законных основаниях будет исключать подобные платежи из состава расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Ограничение сумм убытка
Исходя из п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 данной нормы. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.
Пунктом 2.1 ст. 283 изначально было предусмотрено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные п. 1.2, 1.5, 1.5 - 1, 1.7, 1.8, 1.10, 1.14 ст. 284 и п. 6, 7 ст. 288.1 НК РФ) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50% [4]. К примеру, если учреждение по итогам 2021 года в налоговом учете получило прибыль в размере 200 000 руб., эту прибыль оно может уменьшить на убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах, но не более чем на 100 000 руб.
Законом № 325-ФЗ [5] ограничение из п. 2.1 ст. 283 НК РФ было продлено по 31.12.2021. Законом № 305-ФЗ действие указанного ограничения снова продлено – на сей раз до 31.12.2024.
УСНО
В силу пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ автономные учреждения вправе применять УСНО. Поэтому им следует обратить внимание на расширение перечня к налоговому учету расходов. Так, Законом № 305-ФЗ п. 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен новыми положениями, речь в которых идет о расходах:
- на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходах, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации (новый пп. 40) [6];
- на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (новый пп. 41).
Добавим: действие новых норм распространено на правоотношения, которые возникли с 01.01.2021 (п. 8 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Однако расходы на приобретение медицинских изделий учреждение сможет учесть после утверждения Правительством РФ указанного перечня. Сейчас такой перечень введен (Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 № 714) только для плательщиков налога на прибыль [7]. Вероятно, для «упрощенцев» будет утвержден аналогичный перечень.
[1] Федеральный закон от 05.04.2021 № 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
[2] В эту сумму не включаются затраты на обучение детей и подопечных (в размере не более 50 000 руб. в год на каждого обучающегося для обоих родителей, опекунов, попечителей) и на дорогостоящее лечение (п. 2 ст. 219 НК РФ). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ размер вычета на дорогостоящее лечение не ограничен.
[3] В настоящее время в этом абзаце содержится иное требование: если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основного средства срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации должен учитывать оставшийся срок полезного использования.
[4] Подчеркнем: указанное ограничение относится не к величине учитываемых убытков, а к базе по налогу на прибыль соответствующего отчетного (налогового) периода (см. также Письмо Минфина РФ от 21.05.2018 № 03-03-06/2/34010). Базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ).
[5] Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] Еще в Письме от 23.11.2020 № 03-11-06/2/101770 Минфин отмечал невозможность учета в расходах при УСНО стоимости услуг по тестированию работников на коронавирус по причине отсутствия затрат на обеспечение безопасных условий труда в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Законом № 305-ФЗ этот пробел ликвидирован, причем задним числом.
[7] В данный перечень включены термометр электронный, пульсоксиметр, аппарат для измерения артериального давления, аппарат искусственной вентиляции легких, монитор пациента, шприцевой насос, аспиратор электрический, аппарат для определения газов крови, аппарат для рентгенографии, компьютерный томограф, аппарат экстракорпоральной мембранной оксигенации, ультразвуковой аппарат, электрокардиограф, оборудование или установки для фильтрования или очистки воздуха, бактерицидные облучатели.
Источник: Журнал Бюджетные организации