С 4 января 2024 года вступают в силу изменения в Правила №2010 от 23 ноября 2021 года, предусмотренные постановлением Правительства России № 2312 от 26 декабря 2023 года. Они регулируют порядок электронного документооборота страхователей с СФР в целях назначения выплаты пособий физлицам.
Поправки в связи с отменой справки о сумме заработка
С 1 января 2023 года отменено требование о необходимости выдачи сотруднику при увольнении справки о сумме заработка и, соответственно, о передаче страхователю заявление о перерасчете уже назначенного пособия, если справку о сумме заработка он получил позднее даты наступления страхового случая.
Поэтому с 1 января все персонифицированные сведения о физлицах (включая информацию о заработке) страхователи ежемесячно передают в налоговые органы. Информация об уточненном размере пособия должна быть отражена в личном кабинете физлица на едином портале. Кроме того, вновь поступившие сведения о выплатах физлицу фонд направит и страхователю. Также не позднее 3 рабочих дней с даты закрытия листка нетрудоспособности СФР направит страхователю сведения о заработной плате и иных выплатах за расчетный период, а также сведения о количестве календарных дней, приходящихся на период приостановления трудового договора или прохождения гражданской службы.
Одно из изменений, внесенных в Правила, – это отмена обязанности страхователя размещать в информационной системе СФР (по запросу фонда) сведений о заработке, полученном физлицом в расчетном периоде от другого страхователя (других страхователей). Кроме того, при назначении пособия по беременности и родам не потребуется подавать сведения о количестве календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, если такие дни были в расчетном периоде у другого страхователя.
Уточнения, связанные с назначением пособия по уходу за ребенком
С 2024 года также работники могут продолжить получать пособие, даже если выйдут на работу на полный день и прекратят отпуск по уходу за ребенком. Сотрудник может написать заявление о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком и назначения в связи с этим пособия, а работодатель обязан передать в СФР дату начала и окончания отпуска по уходу за ребенком. При этом сообщать о возвращении сотрудника на работу в момент отпуска по уходу не нужно.
В Правилах уточнен срок, в течение которого страхователь должен ответить на запрос о недостающих сведениях от СФР для назначения сотруднику ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Этот срок определяет и указывает в запросе сам фонд, но он не может быть менее 3 рабочих дней с даты получения страхователем запроса.
В случае непредставления сведений, указанных в запросе от СФР, фонд направит ему информацию об этом и уведомление о необходимости их подачи. Информация о том, что страхователь не предоставил данные, необходимые для расчета пособия по уходу за ребенком, фонд разместит в личном кабинете физлица.
За нарушение срока предоставления документов в СФР для назначения пособий будет назначен штраф в 5 000 рублей (ч. 3 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ).