С 1 июня 2024 года использование электронной транспортной накладной (ЭТРН) при обороте алкоголесодержащей продукции станет обязательным. Сейчас на ЭТРН переходят крупные грузовладельцы и транспортные компании, но новые изменения затронут даже небольших перевозчиков, которые составляют бо́льшую половину рынка. В этой статье мы подробно разберем, что такое ЭТРН и ГИС ЭПД, и как они повлияют на участников грузоперевозок.
UPD: На данный момент срок внедрения обязательного использования ЭТРН при обороте алкоголесодержащей продукции изменился на неопределенную дату. За актуальным развитием событий следите в нашем Telegram-канале.
UPD2: Дата вступления в силу положения о начале действия ЭТРН перенесена с 1 июня 2024 года на 1 марта 2025 года. Подробнее в этой статье.
Что такое ЭТРН и ГИС ЭПД?
ГИС ЭПД (Государственная информационная система электронных перевозочных документов) — это масштабный проект, который позволяет получать, обрабатывать, хранить и передавать электронные перевозочные документы с помощью сервисов операторов ИС ЭПД в контролирующие органы.
Минтранс выделяет три основных преимущества цифровизации документов и использования ГИС ЭПД:
- быстрая оплата;
- комфортное оформление, хранение и обработка документов;
- лучшая логистика.
ГИС ЭПД была разработана на основе эксперимента с участием крупных участников рынка грузоперевозок. Эксперимент подтвердил эффективность перевода документов в электронный вид и создания государственной системы для работы с ЭПД.
Система работает следующим образом:
- Все участники перевозки (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) заключают договор с оператором Информационной системы ЭПД (ИС ЭПД), например, с Калугой Астрал;
- В электронном виде можно оформить транспортную накладную, сопроводительную ведомость, заказ-наряд, путевой лист, заказ (заявку) и договор фрахтования (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 №931);
- При оформлении перевозок в электронном виде, документы на дорогах будут проверять при помощи QR-кода. Подробно об этом в Памятке Минтранса.
ЭТРН (Электронная транспортная накладная) — сопроводительный юридически значимый документ, являющийся аналогом товарно-транспортной накладной. Он подтверждает заключение договора на транспортно-экспедиторские услуги и расходы на транспортные услуги для уменьшения налоговой базы. Чтобы начать использовать ЭТРН, необходимо:
- Подключиться к Оператору ИС ЭПД всем участникам;
- Выбрать бизнес-процесс, подходящий компании с учётом её особенностей;
- Подобрать соответствующее решение (системы автоматизации, приложения, смартфоны и средства подписи) или использовать имеющееся;
- Реализовать пилотный проект и далее масштабировать взаимодействие со всеми контрагентами.
В рамках Рабочей группы при АЦТЛ Минтранс и операторы ИС ЭПД адаптируют существующие форматы ЭПД к текущим правилам и бизнес-процессам в разных областях и сегментах. Цель — создать оптимальный способ взаимодействия между ФОИВ и участниками перевозок.
Вместе с этим планируется развивать роуминг и работать над надёжной технологией обмена данными с юридической силой во время грузоперевозок, где время очень важно.
Компании стремятся сократить затраты из-за рыночных условий. Цифровизация — это ключевой этап развития современного бизнеса. От того, как быстро компании приспособятся к новым требованиям и законам, зависит эффективность и успех экономики страны в целом.
Когда ЭПД станет обязательным?
Уже известно, что с 1 июня 2024 года ЭТРН станет обязателен при обороте алкогольной, спиртосодержащей и этиловой продукции, в соответствии с законом №108-ФЗ. Вероятно, в этом году к ним добавится продукция из других отраслей. Некоторые эксперты думают, что это будет обязательно для тех отраслей, где оформление перевозки несложное, и что это будет происходить постепенно с развитием государственных систем, которые показывают, где находится груз.
На данный момент ЭПД используют только те, кто понимает, что лучше начать такие проекты раньше. Они видят, что внедрение ЭПД для участников пилотных проектов недорогое, и что операторы больше заботятся о мелочах, потому что у экспертов есть время на обработку запросов. Компании, которые хотят быть впереди, участвуют в пилотах, меняют свои процессы и делают их больше, ещё до того, как это станет обязательным. Они получают стабильную и автоматизированную систему вовремя, не ждут чрезвычайных ситуаций.